Вопросы и ответы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Вопросы и ответы

по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Раздел 1. Вопросы родителей обучающихся образовательных учреждений

Вопрос: Как называется документ, на основании которого моего ребенка-первоклассника будут обучать по новым стандартам? Могу ли я, как родитель, отказаться от новых программ?

Ответ: С 1 сентября 2011 года все первоклассники России и, конечно, нашей области будут обучаться по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Этот стандарт введен в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г. №17785, и обязателен для организации обучения школьников с 01 сентября 2011 года во всех школах страны, а, значит

Вопрос: В чем отличие новых образовательных стандартов от тех, по которым учатся наши старшие дети?

Ответ: Во-первых, новый стандарт начального общего образования делает акцент не на том, что надо учить ребенку, а на том, что ему надо знать для достижения успехов в жизни. Во-вторых, новый стандарт предусматривает в начальной школе не только уроки, но и систему внеурочных занятий, где родителю и ребенку предоставляется свобода выбора форм и видов этих занятий. В-третьих, школа, работая по новому стандарту, оценивает результаты не только обучения, но и личностного роста ребенка.

Вопрос: Как в процессе обучения ребенка будет учитываться мнение его родителей?

Ответ: Во-первых, в условиях реализации нового стандарта родители привлекаются к разработке программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. При этом родители непосредственно участвуют в ее реализации. Во-вторых, основная образовательная программа школы обязательно согласовывается органом государственно-общественного управления, например, Советом школы, где мнение родителей ребенка учитывается в обязательном порядке. В-третьих, именно на основе запросов родителей для ребенка формируется набор внеучебных занятий.

Вопрос: Действительно ли после введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования преподавание некоторых предметов в начальной школе будет осуществляться за счет родителей?

Ответ: Нет, государство гарантирует финансирование каждого образовательного учреждения в рамках утвержденного в составе основной образовательной программы учебного плана, так что предусмотренные этим планом уроки и внеурочные занятия будут для родителей бесплатными.

Вопрос: Какова мера ответственности семьи за обучение ребенка в условиях введения нового стандарта образования?

Ответ: Семья в полной мере наряду со школой отвечает за успешность освоения ребенком требований образовательной программы. Впервые соотношение зон ответственности образовательного учреждения и семьи конкретизировано в договоре, заключаемом между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ученика. Главное в этом договоре – создание взрослыми, педагогами и родителями, условий для развития личности ребенка, забота о его здоровье и благополучии.

Вопрос: Какова будет нагрузка первоклассника в условиях реализации нового образовательного стандарта?

Ответ: Общий объем учебной нагрузки первоклассника составляет в неделю 20 часов урочных занятий и 10 часов внеурочной деятельности при максимальной продолжительности учебной недели – 5 дней. Нагрузка учащегося начальной школы отражена в учебном плане, который разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Продолжительность урока для первоклассника составляет 35 минут. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Кроме того, для первоклассников устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Вопрос: Как будут организованы внеурочные занятия ребенка в школе?

Ответ: По новому стандарту учебный план образовательного учреждения предусматривает 10 часов внеурочных занятий по разным направлениям развития личности. Эти занятия могут проходить как в школе, так и в форме экскурсий, олимпиад, соревнований, кружков и секций, организованных по договору между школой и учреждениями дополнительного образования. Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает модель организации внеурочной деятельности, которая учитывает запросы семьи и возможности школы.

Вопрос: Будут ли учителя выставлять оценки первокласснику? И если да, то за что?

Ответ: Нет, в 1-м классе сохраняется безотметочное обучение. Но вместе с тем, впервые система оценки достижений ребенка ориентирована не только на проверку знаний по отдельным предметам, но и на оценку умения ребенка решать комплексные задачи, в основе которых лежат ситуации из реальной жизни. Все это должно найти отражение в документе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», который разрабатывается школой самостоятельно и обязательно предоставляется для ознакомления родителям.

Вопрос: Что такое «портфолио» ученика?

Ответ: Портфолио учащегося представляет собой коллекцию работ и результатов деятельности ребенка, достигнутых им в ходе учебной и внеучебной деятельности. Например: диктанты, изложения, сочинения, аудио- и видеозаписи ответов ребенка, фото- и видеоизображения соревнований, дневники наблюдений, творческие и проектные работы. Содержание портфолио, его значение для оценки результатов освоения основной образовательной программы определяется школой совместно с родителями.

Раздел 2. Вопросы учителей общеобразовательных учреждений

Вопрос: Должен ли учитель начальной школы участвовать в разработке основной образовательной программы начального общего образования?

Ответ: Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Соответственно участие учителя начальной школы в разработке отдельных компонентов основной образовательной программы таких, как: программа духовно-нравственного развития и воспитания, программа формирования универсальных учебных действий, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, система достижения планируемых результатов, а также рабочих программ отдельных предметов, является обязательной составляющей его профессиональной деятельности. Мера участия конкретного педагога в разработке данных компонентов определяется образовательным учреждением самостоятельно.

Вопрос: Какие учебно-методические комплексы обеспечат переход на новый стандарт начального общего образования?

Ответ: Введение нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования влечет за собой утверждение нового перечня учебников, который разрабатывается в соответствии с требованиями и проходит соответствующую государственную экспертизу. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года № 2080) включает в себя учебники, принадлежащие к системе учебников (например: Начальная школа XXI века, Перспектива, Школа России, Школа 2100), а также учебники, принадлежащие к завершенным предметным линиям. Подробную информацию можно получить на сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО: www.ipk74.ru в разделе «Методические материалы» Регионального центра ФГОС.

Вопрос: Я работаю школьным психологом. В чем особенности моей работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?

Ответ: В условиях реализации нового образовательного стандарта роль школьного психолога возрастает, прежде всего, потому, что в процессе освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы осуществляется формирование универсальных учебных действий, в частности учебных действий регулятивного и коммуникативного характеров. Соответственно психолог, имея необходимый специфический инструментарий для определения уровней сформированности данных действий, должен работать на взаимодействии с учителями начальной школы, классными руководителями, родителями, выполнять координирующую роль в планировании образовательных траекторий учеников.

Вопрос: Как будет осуществляться контроль деятельности учителя по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?

Ответ: Контроль деятельности учителя начальной школы осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с разработанной системой внутришкольного контроля. При этом система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны учитывать результаты освоения учениками начальной школы основной образовательной программы.

Вопрос: 1 сентября 2011 года я планирую работать в первом классе. Должна ли я, как учитель начальной школы, при переходе на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования пройти повышение квалификации?

Ответ: В условиях перехода на ФГОС НОО учителю необходимо пройти курсы повышение квалификации в объеме не менее 72 часов по тематике, отражающей специфику нового образовательного стандарта.

Вопрос: Как будет осуществляться повышение квалификации учителей начальной школы внутри самого образовательного учреждения?

Ответ: Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО в ОУ, составным элементом которого является план-график, согласно которому школа осуществляет повышение квалификации педагогов.

Вопрос: Что означает модульно-накопительная система повышения квалификации, активно предлагаемая сегодня ЧИППКРО?

Ответ: Сущность модульно-накопительной системы повышения квалификации в том, что слушатель может самостоятельно, с учетом собственных профессиональных потребностей, выбрать обучение по нескольким образовательным модулям и получить по их окончании сертификаты с указанием определенного количества часов. В соответствии с «Положением о модульно-накопительной системе в ГОУ ДПО ЧИППКРО» слушатели, имеющие несколько сертификатов на общий объем учебной нагрузки 72 часа, имеют право получить документ установленного образца (удостоверение, свидетельство) о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации. На 2011 год в Институте разработано 157 модульных курсов. Подробно о тематике и количестве часов по каждому модульному курсу можно узнать на сайте Института www.ipk74.ru

Вопрос: Какими формами повышения квалификации, помимо традиционных, может воспользоваться учитель начальной школы для повышения своей квалификации в условиях реализации нового стандарта?

Ответ: Помимо традиционных форм ГОУ ДПО ЧИППКРО предлагает повышение квалификации с использованием дистанционных технологий на бюджетной и внебюджетной основе. Основным преимуществом дистанционной технологии повышения квалификации является обучение без отрыва от основного места работы по удобному для Вас графику. Подробно о тематике и количестве часов по дистанционному обучению можно узнать на сайте Института www.ipk74.ru в разделе «Дистанционное обучение: модульные курсы».

Вопрос: Проводятся ли какие-нибудь семинары и конференции по проблемам введения нового образовательного стандарта?

Ответ: Да, ежемесячно ГОУ ДПО ЧИППКРО организует семинары и конференции по актуальным вопросам введения нового образовательного стандарта в образовательных учреждениях региона, в которых Вы можете принять непосредственное участие. Ознакомиться с темами ближайших семинаров можно на сайте Института www.ipk74.ru в разделе «Региональный центр ФГОС»

Вопрос: Как можно воспользоваться опытом, накопленным учителями и школами, уже работающими по новому образовательному стандарту?

Ответ: Региональный центр научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов на территории Челябинской области ГОУ ДПО ЧИППКРО осуществляет работу по созданию регионального банка, обобщающего опыт педагогического проектирования по актуальным проблемам введения ФГОС НОО. Подробную информацию можно получить на сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО www.ipk74.ru или по электронной почте rcfgos74@ipk74.ru

Вопрос: Какие требования предъявляются к учителю начальной школы в условиях использования информационных технологий в образовательном процессе при реализации нового стандарта?

Ответ: В этих условиях минимально необходимые требования к подготовке учителя начальной школы – это не только сформированность у него умений использования информационно-коммуникационных технологий, но и активное применение данных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Вопрос: Как будет стимулироваться труд учителя начальной школы в связи с предъявлением к нему новых профессиональных компетенций?

Ответ: Одним из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО является разработанность в школе локальных актов, регламентирующих стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения, обеспечивающим введение нового стандарта. Критерии и размер стимулирующих выплат определяются образовательным учреждением самостоятельно в рамках утвержденного фонда оплаты труда.


Раздел 3. Вопросы руководителей образовательных учреждений

Вопрос: Как оценить готовность образовательного учреждения к переходу на федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Ответ: ГОУ ДПО ЧИППКРО по заданию Министерства образования и науки Челябинской области разработало методику оценки готовности образовательных учреждений региона к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на различных уровнях (региональном, муниципальном, институциональном), где определены критерии и показатели готовности образовательного учреждения к введению ФГОС НОО и выделены, исходя из предложенной критериально-оценочной шкалы, уровни готовности. Данная методика размещена на сайте ГОУ ДПО ЧИППКРО www.ipk74.ru

Вопрос: Что включает в себя нормативная база введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?

Ответ: Оценка готовности образовательных учреждений региона к введению ФГОС НОО предполагает наличие следующих пакетов нормативных актов:

1) федерального уровня: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие ФГОС НОО от 06.10.2009 г. № 373; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС НОО от 26.11.2010 г. № 1241; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной основной образовательной программы начального общего образования;

2) регионального уровня: приказа Министерства образования и науки Челябинской области об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 05.10.2010 г. № 02-600;

3) муниципального уровня: приказа муниципального органа управления образованием, регламентирующего введение в муниципальной образовательной системе ФГОС НОО.

Вопрос: Какие локальные акты, регламентирующие введение ФГОС начального общего образования, должны быть разработаны в образовательном учреждении?

Ответ: К локальным актам, разрабатываемым образовательным учреждением и регламентирующим введение ФГОС НОО, относятся:

- приказ(ы) по образовательному учреждению, обеспечивающие готовность к реализации ФГОС НОО по нормативно-правовому, организационно-содержательному, финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому и информационному направлениям введения ФГОС НОО (перечень оцениваемых приказов определяется Учредителем);

- локальные акты, закрепленные в Уставе образовательного учреждения и регламентирующие организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО (перечень оцениваемых локальных актов определяется Учредителем). Например: Положение о Совете ОУ; Положение о Педагогическом совете ОУ; Положения о структурных подразделениях ОУ; Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся ОУ; Положение о режиме работы ОУ; Положение о платных дополнительных образовательных услугах;

- локальные нормативные акты, закрепленные в Уставе образовательного учреждения и регламентирующие систему оценивания результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (перечень оцениваемых локальных актов определяется Учредителем). Например: Положение о текущем контроле в ОУ; Положение о промежуточной аттестации в ОУ; Годовой календарный график ОУ на соответствующий учебный год;

- приказ об утверждении должностных инструкций, обновленных в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Вопрос: Что такое примерная основная образовательная программа начального общего образования? К чьей компетенции относится разработка основной образовательной программы начального общего образования?

Ответ: Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования, опубликованной издательством «Просвещение» в 2010 году, представляет собой модель основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения, обеспечивающую реализацию ФГОС НОО. Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением самостоятельно, а ее утверждение – орган государственно-общественного управления в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

Вопрос: Что в содержательном плане включает основная образовательная программа начального общего образования школы?

Ответ: Основная образовательная программа начального общего образования включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

- учебный план начального общего образования (1-4 классы);

- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

- программы отдельных учебных предметов и курсов (обязательная часть БУП) по семи предметным областям;

- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы (при наличии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Вопрос: Каким образом образовательное учреждение может организовать внеурочную деятельность обучающихся на ступени начального общего образования?

Ответ: Внеурочная деятельность образовательного учреждения в зависимости от возможностей может быть реализована в одной из трех моделей:

- модели, учитывающей ресурсное обеспечение самого ОУ;

- модели, учитывающей ресурсное обеспечение ОУ и учреждений дополнительного образования (на уровне интеграции);

- модели, учитывающей ресурсное обеспечение нескольких ОУ и учреждений дополнительного образования (на уровне сетевого взаимодействия).

Вопрос: Кто будет осуществлять внеурочную деятельность в малокомплектных сельских школах?

Ответ: Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях малокомплектной сельской школы возможна по следующим направлениям:

- силами педагогов образовательного учреждения, при наличии необходимой квалификации;

- силами педагогов образовательного учреждения при взаимодействии с учреждениями дополнительного образования;

- с привлечением работников учреждений дополнительного образования.

Вопрос: Обязательно ли образовательное учреждение при организации внеучебной деятельности должно изучать потребности и интересы учащихся начальной школы, а также запросы их родителей? И если да, то как?

Ответ: Образовательное учреждение обязательно должно вести такую работу. С этой целью в образовательном учреждении должен быть подготовлен инструментарий для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по организации внеурочной деятельности ребенка, включающий пакет материалов для проведения диагностики в общеобразовательном учреждении (анкеты, опросники и пр.), рекомендации для специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов) для проведения стартовой диагностики. Такая диагностика проводится один раз в год, полученные результаты обрабатываются образовательным учреждением и на их основе формируется содержание внеурочной деятельности.

Вопрос: В чем особенности материально-технического обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования?

Ответ: Материально-техническое обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования в школе включает требования по:

- соответствию помещений и мебели ОУ, предназначенных для урочной и внеурочной деятельности обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса;

- соответствию санитарно-бытовых условий ОУ требованиям ФГОС НОО (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

- соответствию социально-бытовых условий ОУ требованиям ФГОС НОО (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

- соответствию ОУ нормам пожарной и электробезопасности;

- соответствию условий жизнедеятельности участников образовательного процесса ОУ требованиям охраны труда;

- обеспечению возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения (при наличии таких обучающихся);

- соответствию участка (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование) действующим санитарным и противопожарным нормам;

- соответствию помещения для питания обучающихся ОУ, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков, действующим санитарным и противопожарным нормам;

- соответствию помещений для медицинского персонала действующим санитарным и противопожарным нормам.

Вопрос: Как документально может быть подтверждено информирование участников образовательного процесса по ключевым позициям введения ФГОС НОО?

Ответ: В качестве документов, подтверждающих информирование участников образовательного процесса по актуальным вопросам введения нового образовательного стандарта, выступают протоколы родительских собраний, педагогических советов, совещаний, конференций, заседаний органа государственно-общественного управления, на которых происходило информирование родительской общественности, а также публикации в СМИ.

Вопрос: Какие информационные ресурсы образовательного учреждения должны быть задействованы в информировании участников образовательного процесса об актуальных вопросах ведения нового образовательного стандарта начальной школы?

Ответ: С этой целью образовательное учреждение может использовать свой сайт или интернет-страничку, на которые будет обеспечен широкий, постоянный и устойчивый доступ участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ФГОС НОО. Кроме того, в ежегодный Публичный доклад образовательного учреждения целесообразно включать вопросы, отражающие реализацию нового образовательного стандарта.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *